ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный уровень
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- Государственная программа РФ от 26.12.2017 № 1642 «Развитие образования» (2018-2025 г.г.) Цель программы: сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Региональный уровень
- Приказ Министерства образования Калининградской области "О проведении апробации заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 6-10 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) в общеобразовательных организациях Калининградской области в 2021 году" от 30.09.2021г. № 1097/1
- Письмо ГАУ КО ДПО "Институт развития образования" от 23.09.2021г. №789
- Приказ Министерства образования Калининградской области "О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 7 классах в Калининградской области в 2021 году" от 02.2021г. № 966/1
Муниципальный уровень
- О проведении диагностических работ по функциональной грамотности в 9 классах в 2024/2025 учебном году
- О продолжении реализации мер, направленных на формирование функциональной грамотности в 2024/2025 учебном году
- __________________________________________________________________________________________
- Приказ от 22.09.2021 №155/3 План мероприятий по функциональной грамотности
- Приказ от 16.09.2021 №153/1 О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 7 классах в Черняховском городском округе в 2021-2022 учебном году
Школьный уровень
- О проведении диагностических работ по функциональной грамотности в 9 классах в 2024-2025 учебном году
- _________________________________________________________________________________________________________
- Приказ о проведении исследования по оценке функциональной грамотности в 7 классе signed.pdf
- План мероприятий по формированию и оценки функциональной грамотности 2021-2022 уч.год.signed.pdf
- План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности в МАОУ Свободненская СОШ на 2022-2023 учебный год.signed.pdf
- Приказ "О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8 классе МАОУ «Свободненская СОШ»
Приложение 1. План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности в МАОУ "Свободненская СОШ" на 2022-2023 учебный год
Аналитическая справка МАОУ Свободненская по ФГ 2022
Приказ №142/1 от 01.09.2023 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование (развитие) и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ «Свободненская СОШ» "
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интегрированное занятие по функциональной (читательской) грамотности. Тема: «К нам пришло письмо из Лондона». Учитель Куликова И.А.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение». - Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.